15 февраля 2018

Круглый стол, 5 лет со дня падения метеорита. 15.02.2018

Научный взгляд на прошедшие пять лет с момента падения крупного метеорита: 15 февраля, в зале ученого совета Исторического музея состоялся круглый стол, в котором участвовали ведущие ученые и специалисты, исследовавшие метеорит.

Панорама_стольная.jpg

Заседание вели доктор исторических наук, заместитель директора музея по научно-исследовательской работе Александр Алакшин и кандидат физико-математических наук Сергей Замоздра. Среди участников были представители ведущих вузов Челябинской области, ученые, причастные к анализу падения небесного тела и непосредственно метеорита Челябинск — объекта пристального внимания специалистов из разных областей научного знания.

Круг обсуждаемых вопросов был обширным — от исследовательских прорывов и перспектив исследования метеорита разными творческими группами до культурологических и философских проблем. Одним из ключевых, конечно, был вопрос о том, насколько важно хранить метеорит в музее, какова его историко-культурная ценность как экспоната?

_MG_9150.JPG

С первым докладом выступила заслуженный работник культуры РФ, первый заместитель директора музея Татьяна Палагина. «Что мы храним? Как мы храним? И как мы используем, что мы храним, в интересах наших посетителей?»,— именно так начала свое выступление Татьяна Владимировна. Далее было сказано, что в музее в общей сложности хранится более ста фрагментов метеорита, от совсем маленьких (0,3 см) до самого крупного, который экспонируется в зале природы (505 кг). Именно для самого большого осколка созданы специальные условия экспонирования: температурный режим, влажность, а также закрытая витрина. Соблюдение этих условий гарантирует сохранность экспоната, и музей с этой задачей справляется на отлично.

_MG_9166.JPG

Следующий доклад был представлен Сергеем Замоздрой, ученым, который одним из первых исследовал челябинский метеорит. Сергей Николаевич рассказал о результатах исследований, проводившихся на базе исследовательской группы ЧелГУ.

В начале своего выступления Сергей Николаевич напомнил, что за все время поисков утонувшего метеорита было найдено около 1,5 тонны осколков, из которых порядка тонны «ушли» в частные коллекции.

Далее он подчеркнул, что поиски и подъем метеорита (а еще «метеоритной пыли»), способствовали повышению степени изученности метеоритов в целом, знания о них расширились, стало возможно всесторонне анализировать и физические, и химические параметры небесного тела. Впервые были обнаружены минеральные нити, они получились в результате прохождения метеорита через слои атмосферы. Сергей Николаевич утверждает также, что некоторые осколки уникальны — в их составе обнаружены кристаллы, минералы, которых раньше в небесных телах никогда не находили.

_MG_9174.JPG

Тема метеорита предполагает многоаспектность его исследования. Так, доктор исторических наук из ЧелГУ Владимир Кузнецов выступил с докладом, в котором рассмотрел падение метеорита в философско-культурологическом ключе. Он пояснил, что уникальность события, произошедшего в небе над Челябинском пять лет назад, заключается в том, что оно оставило огромный след в памяти людей, показало хрупкость человеческой жизни, ее быстротечность. Данное событие нашло отражение во всех СМИ, в разных легендах и мифах, антинаучных теориях и т. д. Интересно рассмотреть падение метеорита как историко-культурное событие, оставляющее след на жизненном пути человека.

_MG_9154.JPG

Руководитель астрономического комплекса ЮУрГГПУ Жанна Буйло обозначила два, на ее взгляд, основных подхода к исследованию метеорита. Во-первых, научный — то, чем занимаются наши ученые и исследователи. Во-вторых, просветительский  - работа астрономов-педагогов и научных сотрудников музея.

Она также обратила внимание на заметки в Интернете об опасности для людей бактерий, которые находятся на метеорите: «Я бы по-другому перефразировала эту информацию: это опасно в первую очередь для него. Наверное, я бы просила одевать не только перчатки, но и маски. И вообще закрыла бы его и не разрешала трогать. Это мое субъективное мнение. Все же это очень ценная вещь. И, наверное, сейчас, через пять лет становится более актуальной просвещенческая деятельность, посвященная метеориту. Наша задача — грамотно просвещать общественность, и главное — молодежь. Ведь это очень важно — знать мир, в котором ты живешь!»

_MG_9130.JPG

В заключительной части круглого стола выступил Сергей Захаров, руководитель регионального отделения Российского географического общества. Он рассказал об экологическом состоянии озера Чебаркуль, первых днях разведки территории и льда вокруг полыньи и о последствиях для озера от падения метеорита.

Далее, был представлен доклад о новых, современных методах исследования и анализа метеорита. Доклад представил кандидат химических наук Дмитрий Жеребцов.

Последний доклад был посвящен вопросу химического состава небесного тела. Декан химического факультета ЮУрГУ Вячеслав Авдин отметил: «В нашем научно-образовательном центре есть достаточно хорошее оборудование — электронно-сканирующий микроскоп с возможностью элементного анализа, просвечивающий, рентгеновский, тепловой микроскопы. У нас один из самых мощных исследовательских центров в Челябинске, и конечно, метеорит мы тоже исследовали». Вячеслав Викторович, рассказывая об особенностях химического состава метеорита, так же как и предыдущие докладчики, уверенно заявил о неоспоримой уникальности метеорита Челябинск. Также он обратил внимание на дополнительные причины разогрева небесного тела при столкновении с атмосферой - окисление металлов никеля и железа. Кроме того, он высказался по поводу бактерий, из-за которых якобы опасно прикасаться к метеориту: «Версия о том, что на нем есть космические микроорганизмы, которые могут нам навредить, несостоятельна. Как специалист по химическому анализу могу сказать, что любая органика, даже искусственная, сгорает при температуре максимум 500 градусов Цельсия. Температура же раскаленного метеорита достигала нескольких тысяч градусов! Поэтому даже если бы там были какие-то космические микроорганизмы — они бы полностью сгорели»

Во время итоговых дискуссий главный хранитель музея Елена Петрова задала участникам круглого стола вопрос: «И все же, имеют ли фрагменты метеорита экспозиционное значение?» На что все присутствующие ответили утвердительно. Метеорит как экспонат необходимо сохранять и обеспечивать ему все необходимые условия. Что и делают сотрудники музея.

Фото: Валерий Жирохов.