ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ЮЖНОГО УРАЛА

Богдановский Владимир Иванович


Биографическая справка

крIMG_942322.jpgВладимир Иванович Богдановский — заслуженный работник культуры РФ (2012), член Союза фотохудожников России (1990), действительный член Академии Российских энциклопедий (2003), лауреат Государственной премии Челябинской области (2005).

Родился 30 июня 1953 года в городе Карталы Челябинской области. Окончил Магнитогорское педагогическое училище (1971) и Челябинский государственный институт культуры (1992).

В 1983 году организовал «Клуб любителей фотографии» (который в 1984 году был удостоен звания народного коллектива). В этом же году возглавил народную фотостудию «Каменный пояс», получившую позднее статус творческого объединения.

Первая его альбомная публикация — в книге «Опорный край державы» (1982, Южно-Уральское книжное издательство). Именно тогда сформировались почерк и основная тема творческих поисков В. И. Богдановского как фотохудожника. Основа его творчества — человек и природа, что в полной мере проявилось позднее при создании авторской книги-альбома «Ландшафты Южного Урала. Landscape of south Urals». По словам заслуженного работника культуры РФ Юрия Вишни, фотоальбом В. И. Богдановского — «реализация его творческих устремлений в области пейзажной фотографии».

В. И. Богдановский успешно реализовал несколько международных проектов: обменные творческие визиты и выставки фотографов «Каменного пояса» в городах Копенгаген (Дания, 1990), Прага (Чехия, 1992), Сан-Франциско (США, 1992), Дюссельдорф (Германия, 1998), Фрибург (Швейцария, 1998). Был в числе организаторов и участников более 300 фотовыставок в Челябинске, «Трагедия в Аше» (1989), «Природа и мы» (1996), «1000-летие Крещения Руси» (2000). Автор проектов и составитель фотоальбомов «Челябинская область. Chelyabinsk Region» (1999), «Челябинск-2000. Chelyabinsk-2000» (2000), «Из глубины веков и недр. 300-летие горно-геологической службы России» (2000), «Челябинская область в фотографиях. 1900–1920» (2000).

Челяб. обл. в фот. 1900_1920Челяб. обл. в фот.1920_1940Челяб. обл. в фот.1940_1960Челяб. обл. в фот.1960_1980Челяб. обл. в фот.1980_2000

После реализации масштабного издательского проекта «Челябинская область в фотографиях» (2000–2005), куда вошли работы всех известных челябинских фотографов, В. И. Богдановский получил предложение губернатора Челябинской области П. И. Сумина занять должность директора Краеведческого музея (2004).

В 2001 году губернатором Челябинской области П. И. Суминым было подписано долгожданное решение о строительстве для музея специализированного здания. В 2003 году в историческом центре города состоялась закладка первого камня фундамента. По инициативе В. И. Богдановского, ставшего директором музея в 2004 году, началась перепланировка и частичная перестройка некоторых помещений, в результате чего появились 4 экспозиционных зала в цоколе. Он также выступил автором концепции Детского музея.



В. И. Богдановский о крупнейших издательских проектах

Энциклопедия «Челябинск» (2001).

Челябинск. Энциклопедия

«Автор идеи — краевед Владимир Боже. Организационно нас поддержали тогдашние мэр Челябинска Вячеслав Тарасов и вице-мэр Евгений Елисеев (заместитель Елисеева, исполнительный директор). Опытнейший издатель Владимир Черноземцев собрал в редакцию энциклопедии лучших редакторов, корректоров и других профессионалов, настоящие издательские «сливки». Начинали в крохотной комнате, а выросли в серьезную, большую редакцию. У энциклопедий «Челябинск» и последовавшей за ней семитомной «Челябинской области» было три тысячи авторов: научная элита Южного Урала, лучшие специалисты, эксперты, но и энтузиасты из глубинки, сельские краеведы.








Энциклопедия «Челябинская область» (7 томов; руководитель проекта — В. И. Богдановский).

Челяб. обл. Энциклопедия

«Сейчас я понимаю, что люди стремились сохранить на страницах энциклопедии то время, что исчезало безвозвратно. Эпоха уходила! И все, кто жил и чего-то добился в СССР, хотели, чтобы от них что-то осталось в вечности. На каждом заводе, в каждом институте находились знатоки их истории. Мы объединили все партии, и либералов, и коммунистов, все общественные организации. 34 редакции энциклопедии работали на общественных началах в городах области. Было желание, были люди. Повторить такое уже, наверное, невозможно, люди ушли.

Вскоре после выхода нашей энциклопедии в Санкт-Петербурге собрали международную конференцию, посвященную тому, как готовить к печати энциклопедию, методологии этого дела. Вся конференция была выстроена на опыте единственного издания — энциклопедии «Челябинск». Тогда же она стала «Книгой года» в России».






Издание «Челябинская область в фотографиях» (2000–2005 гг.).

Челяб. обл. в фот.1980_2000

«Пять томов увидели свет в 2000–2005 годах. Получилось такое серьезное исследование в области фотоискусства. Причем это было независимое издание — ни за белых, ни за красных, — и потому оно дает разноплановое представление о событиях, запечатленных челябинскими фотографами. Там есть чисто пропагандистские снимки, есть работы фотолюбителей и есть фотографии из семейных архивов. Все они рассказывают об одних и тех же эпизодах из нашей жизни.

Да, альбом был связан в том числе и с краеведением, потому что вмещал в себя архивные фотографии, но тогда я еще не знал, что буду работать в музее...

Архивы, музеи области, частные коллекции наследников знаменитых уральских фотографов Константина Теплоухова, Аркадия Ходова, Михаила Петрова… Пальцы стирались от перелистывания сотен фотографий. И архивную пыль представляю себе очень конкретно, не по книжкам. Первый том, начало века, собирали в музеях и у частных коллекционеров. А дальше уже архивы, в том числе архив ФСБ, куда тогда пускали без проблем. Уникальные материалы видел. Дело колхозника — «американского шпиона». Письмо Ежова с приказом арестовать всех поляков. Из этого архива те фотопортреты жертв репрессий, что попали на страницы второго тома.



Пятитомник «Челябинская область в фотографиях» был представлен в разделе «Лучшие издания мира» во Франкфурте-на-Майне на престижнейшей международной книжной ярмарке. А сразу после Германии был Санкт-Петербург, там в Манеже на двух этажах проходила всероссийская фотовыставка: один этаж — только снимки из нашего пятитомника, другой — вся остальная Россия».


«Челябинская область в фотографиях. 1900–2000. Избранное».

Челяб. обл. в фот.Избранное«А вот над проектом «Челябинская область в фотографиях. 1900–2000. Избранное» я работал, уже будучи директором музея. Дело в том, что фотографии, хранящиеся в архивах или в фондах музеев, недоступны людям. Лишь иногда они используются в экспозициях. А мне хотелось, чтобы они стали достоянием многих и многих».











Музейные проекты под руководством В. И. Богдановского

«Сад камней»;

«Музей на крыше»;

– Международный фестиваль фотографии «Фотофест»;

– Международная выставка «Советский Урал» во Франции;

«Романовский зал»;

– фестиваль современного искусства «Дебаркадер»;

– летняя концертная эстрада и многое другое.

Музей, по убеждению В. И. Богдановского, — это не коробка здания, где идет какая-то тихая малозаметная жизнь. Энергия директора находит выход в реализации разных привлекательных замыслов. Поэтому вокруг и внутри музея сейчас столько людей, что его надо называть не просто очагом культуры, а чем-то ослепительно ярким, притягательным и очень значимым.

Только за первые три года работы музея в новом здании прошло 105 выставок, к 2017 году их количество увеличилось до 70 в год.

В годовщину падения метеорита Челябинск В. И. Богдановский выступил в качестве автора и руководителя проекта Всероссийской

конференции, первому официальному источнику научной информации по метеориту «Метеорит Челябинск. Год на Земле».

В 2013 году решением Министерства культуры Челябинской области творческое объединение «Каменный пояс» стало структурным подразделением музея. Это еще более расширило направления деятельности музея, в частности в издательском деле, в деле пополнения архива фотографий, организации передвижных выставок, мероприятий и т.д.

Челябинский областной краеведческий музей, ставший в конце 2011 года Челябинским государственным краеведческим музеем, а в 2016 году — Государственным историческим музеем Южного Урала, является методическим центром для музеев Челябинской области.


Награды

– звание "Заслуженный работник культуры РФ" (2012);

– премия Законодательного собрания Челябинской области в сфере культуры и искусств (2015);

– памятная медаль Международной Академии Наук о Природе и Обществе «За развитие культуры и искусства» (2003);

– почетная медаль Академии Российских энциклопедий «За вклад в развитие энциклопедической науки» (2008);

– наградной знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2003);

– Почетные грамоты Губернатора Челябинской области (2008, 2013);

– Почетная грамота Администрации города Челябинска (2001);

– Почетная грамота Министерства культуры Челябинской области (2006);

– Почетная грамота Российского комитета Международного совета музеев (2008);

– Благодарности Губернатора Челябинской области (2003, 2007);

– Благодарность Законодательного Собрания Челябинской области (2013).


Администрацией города Челябинска В. И. Богдановский награжден дипломом номинанта премии работникам культуры и искусства г. Челябинска «Золотая Лира» (2011).

В составе коллектива редакции энциклопедии «Челябинск» удостоен звания победителя конкурса «Человек года» (2001) в номинации «Научная деятельность».

Председателем коллектива Российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве РФ отмечен памятной медалью «Патриот России» (2013).

Великой княгиней Марией Владимировной награжден правом ношения медали императорского ордена Святой Анны (2013).