Кукла «Люда» из собрания Государственного исторического музея Южного Урала, как образец советской авторской детской игрушки


В 2021 году жительница г. Челябинска Сундукова Александра Ивановна передала в фонды музея свою любимую куклу с комплектом одежды, которую Александра Ивановна сшила для неё своими руками.
01.JPG

При изучении выяснилось, что данная кукла является образцом игрушки по авторской модели известного советского скульптора и художника Льва Наумовича Сморгона. На сегодняшний день игрушки его авторства являются предметами коллекционирования.

Л.Н. Сморгон родился в Детском Селе (ныне – г. Пушкин в составе Пушкинского р-на Санкт-Петербурга) в 1929 году.

02.jpg

С августа 1941 по май 1944 года был в эвакуации в детском интернате на Урале. С 1944 по 1952 года учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище (ЛВХПУ), впоследствии ставшем ЛВХПУ им. В.И.Мухиной на факультете декоративно-прикладной скульптуры. С 1954 года работал на Ленинградском опытном заводе «Фарфор» при Государственном научно-исследовательском керамическом институте (ГИКИ), где создал десятки моделей фарфоровой скульптуры, выпускавшейся массовыми тиражами. С 1955 по 1972 года занимался созданием моделей детских игрушек, которые также выпускались массовыми тиражами Охтинским химкомбинатом (ОХК), предприятиями «Ленигрушка», «Промигрушка» и различными артелями. В 1968 году он уехал на Урал, где начал заниматься каменной скульптурой. Позднее стал заниматься только скульптурой. Скульптор является участником многочисленных художественных выставок, проводившихся на территории России, Украины и стран Европы. Произведения Л.Н. Сморгона хранятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Театрального музея (Санкт-Петербург), Музея кукол (Санкт-Петербург), Пермской государственной художественной галереи, Красноярской картинной галереи, Архангельской государственной галереи и др., частных коллекциях России, Европы, США; его скульптуры установлены в том числе в городах Европы.

Благодаря чему же игрушки по моделям Л.Н. Сморгона получили такую популярность?

В СССР игрушка была одним из наиболее значимых средств пропаганды для воспитания «правильной» личности советского гражданина.

03.JPG

В процессе игры ребёнок должен был постепенно готовиться к взрослой жизни, приобретать различные положительные качества и навыки – ответственность, жизнерадостность, патриотизм, любовь к спорту и здоровому образу жизни, хозяйственность, любовь к животным, стремление к определённым профессиям, смекалку и пр. Ещё в 1930-е годы был утверждён список игрушек, допускавшихся к производству. Игрушки должны были быть идеологически правильными, и их производство контролировалось Комитетом по игрушке. Среди разрешённых были образные и сюжетные игры и игрушки, изображающие людей, животных, представителей различных профессий и различных национальностей, спортсменов, а также виды транспорта, военную технику, бытовые предметы и пр. Особое место отводилось куклам, которые могли быть воплощением различных образов.

Модели Л.Н. Сморгона, с одной стороны, соответствовали всем требованиям и стандартам, а с другой стороны, обладали чертами индивидуального стиля и выделялись среди прочих игрушек массового производства. Среди его моделей были и животные, и машинки, но наиболее разнообразными были именно модели кукол.

04.JPG

Его куклы – это дети, но не безликие пупсы, а всегда воплощённые в конкретном образе мальчики и девочки – рабочие, спортсмены и спортсменки и просто любознательные ребята в стильной одежде, со своим характером и индивидуализированной внешностью; многие из них имели свои имена. Наиболее известными моделями стали «Гимнастка» (1957 г.), «Пловчиха», «Володька» (1967 г.), «Антошка» (1968 г.), «Дядя Стёпа» (конец 1960-х гг.) и другие.

Переданная в фонды музея кукла является одним из вариантов модели «Гимнастка» – «Люда». Модель создана в 1957 году, выпускалась массовым тиражом на Охтинском химкомбинате, г. Ленинград (о чём свидетельствует клеймо на кукле).

05.JPG

Кукла изготовлена из целлулоида; изображает девочку-подростка с подвижными руками, ногами и головой, одетую в гимнастический сплошной купальник и чешки. Данная модель выпускалась в нескольких вариациях – куклы различались цветом волос, формой причёсок, цветом глаз, а также цветом купальника и чешек. Данная модель была создана в конце 1950-х годов. Примерно в те же годы была выпущена и первая кукла «Барби», ставшая легендой и западным эталоном красоты для всех девочек. Сморгоновские модели, конечно, не похожи на американскую куклу с гипертрофировано модельной фигурой и внешностью, однако некоторые общие черты можно проследить.

Гимнастка Л.Н. Сморгона – это девочка, но всё же не маленькая румяная девочка-ребёнок, а девочка-подросток; её тело вытянутое и стройное, с пусть и довольно условно, но всё же проработанным рельефом, волосы уложены в стильную причёску, а лицо, хоть и без макияжа, но с чертами, характерными для моды того периода – крупные, немного раскосые глаза, тонкие брови и небольшие, но ярко выделенные губы. Кроме того, размер куклы тоже довольно близок к размеру «Барби» – она небольшая (высота – 30 см), в отличие от большинства советских кукол, размеры которых старались быть приближены к размерам реального ребёнка.

06.JPG

Сама бывшая владелица куклы также называла её «Уральской Барби», так как, по её мнению, эта советская модель была наиболее приближена к знаменитой западной кукле, поклонницей которой она тоже являлась, собирая газетные вырезки о настоящей «Барби».

Однако, говорить о том, что американская «Барби» стала прототипом кукол Л.Н. Сморгона нельзя, так как первая «Барби» была выпущена в 1959 году, а модель «Гимнастка» разработана двумя годами ранее, таким образом, их некоторое подобие скорее обусловлено именно тенденциями времени.

Вместе с куклой в фонды музея была передана коллекция богатого гардероба куклы, все предметы которого сшила сама бывшая владелица – Александра Ивановна Сундукова. В составе комплекта шестьдесят восемь различных предметов одежды – от нижнего белья до пальто, шуб из натурального меха и разных моделей головных уборов. Все они сшиты вручную в период с 1963 по 1965 год. В то время Александре Ивановне было 13 – 15 лет, и она мечтала после школы стать модельером, и поэтому все модели одежды авторские, а идеи для них были взяты из модных журналов «Силуэт» того периода.

07.JPG

Потому фасоны и материалы гардероба куклы соответствуют модным тенденциям периода начала 1960-х годов, и данная коллекция кукольной одежды уже сама по себе является уникальной и ценной с точки зрения изучения истории моды указанного периода. Данную куклу с её гардеробом можно было видеть на выставке «Детство без компьютера», проходившей в Детском музее Государственного исторического музея Южного Урала летом 2021 года.

А.И. Уразаева

хранитель фондов сектора этнографии

и художественных коллекций

                                                                                                              Литература и электронные ресурсы:

– Сальникова А.А., Хамитова Ж.А. Журнал «Советская игрушка» как источник по истории советского детства 30-х годов ХХ века // Ученые записки Казанского университета. – Казань: Казанский федеральный университет, 2013. Т. 155, кн. 3, ч. 1. С. 200 – 211.

– Марченко М.А. На стыке культур. Игрушка СССР 1920-1930-х годов // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-styke-kultur-igrushka-sssr-1920-1930-h-godov (дата обращения: 19.12.2021)

– История советских игрушек // Subscribe. URL: https://subscribe.ru/group/razumno-o-svoem-i-nabolevshem/10536848/ (дата обращения: 19.12.2021)

– Настоящая кукольная жизнь «Ленинградской игрушки»: история знаменитой фабрики // Kudago. URL: https://kudago.com/spb/news/nastoyaschaya-kukolnaya-zhizn/ (дата обращения: 23.12.2021)

– Сморгон, Разумовский немного о ленинградской игрушке // Livejournal. URL: https://zuza1.livejournal.com/273201.html/ (дата обращения: 23.12.2021)


Возврат к списку